Марк Болан и андеграунд 1970-х годов
gototopgototop

Анонс

Начало Жизнь Марка Болана Марк Болан и андеграунд 1970-х годов
Марк Болан и андеграунд 1970-х годов

Модным словом начала семидесятых было "underground". В "подземелье" работали философы и поэты, живописцы и музыканты. Конечно, не следует это понимать буквально. Понимать же следует, что круг почитателей того или иного художника был достаточно узок, и, в отличие от широкого большинства, для коего творчество данного конкретного художника не представляло особого интереса, малому числу ценителей оно было близко и понятно. Собственно говоря, для них, этих немногих, и производилась вся "подземная" работа.

 

Поэтические тексты Марка Болана.

 

Марк Болан глэмДанное положение бесконечно устраивало кучку ценителей, так как создавало комфортную атмосферу эзотерии, льстившую их самолюбию, но саму творческую личность устраивало гораздо в меньшей степени. Понятно, ведь чем малочисленнее аудитория, тем скромнее гонорары. ("Не хлебом единым..." - это верно. Но ведь и хлебом тоже!) Потому уже с самого начала предполагалось, что долговременное пребывание в условиях андеграунда - дело крайне проблематичное.

Проблема, однако, могла быть тем или иным способом разрешена. Ну, например, если из числа поклонников своевременно выделялся щедрый меценат. Или другой вариант: если постепенно расширять крут почитателей. Правда, во втором случае возникал конфликт с основополагающим принципом андеграунда, вследствие чего художник утрачивал свой андеграундовый статус. Примеров подобного рода в сфере рок-музыки было немало: и Steppemmlf, и Doors, и даже Led Zeppelin в свое время были группами underground'а. Команда Болана заявляла о своем статусе уже одним только названием, которое с легкостью произносилось отнюдь не каждым. Ни с чем не сравнимый эффект производили на аудиторию Tyrannosaums Rex поэтические тексты Марка Болана - невероятное сочетание фантастических видений и реальности.

Сюжеты песен были рассчитаны на определенную эрудицию слушателей или по крайней мере - на их знакомство с "Повелителем колец" Толкина, здравствовавшего еще в ту пору автора, работавшего в жанре "фэнтази". В мире болановской лирики, тематически родственной произведениям Толкина, обитали маги и колдуны, драконы и единороги, сатиры, тролли, циклопы и вампиры, принцы и короли, жабы из нефрита и огненноглазые пантеры, а ещё - друиды и, понятное дело, Грааль, дворны, литопы и таинственный Агадинмар. Кто такие эти последние, было ясно лишь посвященным, т.е. завсегдатаям концертов-бесед тех дней. Случалось, Марк Болан откладывал гитару и вступал со слушателями в продолжительный разговор.


Марк Болан андеграундПо словам очевидца, колдовская внешность исполнителя, необычные, подобные заклинаниям слова, голос, который один из американских критиков окрестил "spooky" (загробный), создавали эффект сродни гипнотическому. К сожалению, среди почитателей Tyrannosaums Rex своего мецената не обнаружилось. Правда, нашелся человек, оказавший громадную поддержку в деле пропаганды творчества коллектива. Этим человеком был Джон Пил - радио-ди-джей на BBC. Группы андеграунда были частыми гостями его рок-программ, в число их регулярно входила и команда Марка Болана. Но когда в начале 1971 лидер Tyrannosaunts Rex пришел к неожиданному решению электрифицировать свою музыку, Джон Пип, как и большая часть его поклонников, не выразил особого энтузиазма.

Человек искушённый в современной музыке, Пип мысленно нарисовал себе грядущую траекторию группы, в конечной точке которой он узрел "top of the pops" ("попсу"). Болан выпускает пару успешных "электрических синглов" и объясняет изменение стиля простым желанием записать для "своих людей" немного танцевальной музыки. "I want to give ei ery child a chance to dance", - позже исполнит он ("Хочу дать каждому юнцу возможность потанцевать").